МУСОРГСКИЙ Модест Петрович (1839— 81)— русский композитор.
В раннем детстве обучался игре на фортепьяно под руководством матери,
к тому же времени относятся первые опыты музыкальной импровизации. С
1849 постоянно жил в Петербурге. Учился в Петропавловской школе, в 1852—
56 в Школе гвардейских подпрапорщиков. Одновременно брал уроки у пианиста
Ант. А. Герке. В 1852 издается первое сочинение Мусоргского — полька
«Подпрапорщик» для фортепьяно . По окончании школы произведён в прапорщики
Преображенского полка. В 1858 вышел в отставку. Впоследствии из-за материальных
трудностей был вынужден служить чиновником Инженерного управления (1863—67),
лесного департамента и в ревизионной комиссии Государсвенного контроля
(1868 - 80). Мусоргский выступал в концертах как пианист (солист и ансамблист).
В 1879 совершил концертную поездку по югу России с певицей Д. М.Леоновой,
с 1880 был аккомпаниатором в открытой ею школе (курсах) пения. Решающее
воздействие на художеств, развитие Мусоргского оказало знакомство (1856—57)
с Д.С.Даргомыжским, М.Д.Балакиревым (под руководством последнего ММусоргский
начал серьёзно заниматься композицией), В. В. Стасовым. Мусоргский становится
постоянным участником Балакиревского кружка — «Могучей кучки», провозгласившего
своей целью борьбу за национальное искусство. Уже в сочинениях конца
50-х — начала 60-х гг. (хоровые произведения , в т. ч. хор из музыки
к трагедии «Царь Эдип» Софокла: оркестровые, фортепьянные пьесы, романсы)
проявились своеобразные черты его творческой индивидуальности. К середине
60-х гг. Мусоргский создал ряд реалистических вокальных сценок из народной
жизни (на слова собственные, Н. А. Некрасова, А. Н. Островского и др.)
— «Светик Савишна», «Калистрат», «Колыбельная Ерёмушке», «Спи, усни,
крестьянский сын», «Сиротка», «Семинарист» и др., которые, являясь «этюдами»
к операм, запечатлели неповторимые национальные характеры. Главное место
в творческих исканиях Мусоргского занимала опера. В 1856 возник замысел
(не осуществлен) оперы «Ган Исландец» (по В.Гюго). В 1863—65 работал
над оперой «Саламбо» (по роману Г. Флобера, не окончена). Смелым экспериментом
в области оперы явилась его «Женитьба» (на неизмененный текст комедии
Н. В. Гоголя, 1868, не окончена). Эти работы подготовили Мусоргского
к созданию одного из величайших творений — народной музыкальной драмы
«Борис Годунов» (по А. С. Пушкину и Н. М. Карамзину, 1868—69; 2-я ред.
1872). Первоначально не принятая Дирекцией императорских театров опера
была поставлена лишь в 1874 (в 1873 исполнены 3 сцены из оперы), но
с большими купюрами. В 70-х гг. Мусоргский работал над народной музыкальной
драмой «Хованщина» (на исторический сюжет, предложенный Стасовым, либретто
Мусоргского, 1872—80, не инструментована) и одновременно над лирико-комедийной
оперой «Сорочинская ярмарка» (по повести Н. В. Гоголя, не окончена).
В эти же годы созданы вокальные циклы на слова А. А. Голенищева-Кутузова
«Без солнца» (1874), «Песни и пляски смерти» (1875—77), а также «Детская»
(слова Мусоргского , 1872), романсы на слова А.К.Толстого (1877), фортепьянный
цикл «Картинки с выставки» (1874). После смерти Мусоргского «Хованщина»
была завершена Н. А. Римским-Корсаковым, над «Сорочинской ярмаркой»
работали А.К.Лядов, Ц. А. Кюи, В. Г. Каратыгин и др. Римский-Корсаков
сделал новую редакцию «Бориса Годунова». В 1920-х гг. проведена большая
работа (П. А.Ламм. Б. В. Асафьев) по восстановлению авторских редакций.
Д. Д. Шостакович осуществил новые оркестровые редакции опер «Борис Годунов»
(1940) и «Хованщина» (1959). Самостоятельный вариант «Сорочинской ярмарки»
(завершена, оркестрована) принадлежит В.Я.Шебалину. Эстетические воззрения
Мусоргского неразрывно связаны с расцветом национального самосознания
в эпоху 60-х гг. 19 века , а в 70-х гг. — с такими течениями русской
мысли, как народничество и др. В центре его творчества — народ как «личность,
одушевлённая единою идеею», важнейшие события отечественной истории,
в которых с большой силой проявляются воля и суд народа. В сюжетах из
отечественного прошлого он искал ответы на современные вопросы. «Прошедшее
в настоящем — вот моя задача», — писал он Стасову. Одновременно Мусоргский
ставил своей целью воплощение «тончайших черт природы человека», создание
психологическо - музыкальных портретов. Он стремился к самобытному,
истинно национальному стилю, для которого характерны опора на русское
крестьянское искусство, создание соответствующих духу этого искусства
оригинальных форм драматургии, мелодии, голосоведения, гармонии и т.
д. Однако музыкальный язык Мусоргского , продолжателя традиций М. И.
Глинки и А. С. Даргомыжского, отмечен столь радикальной новизной, что
многие его находки были восприняты и развиты только в 20 в. Таковы,
в частности, многомерная «полифоническая» драматургия его опер, его
свободно вариантные формы, далёкие от норм западно-европейской классики
(в т.ч. от сонатности), а также его мелодика — естественная, «творимая
говором», т. е. вырастающая из характеристических интонаций русской
речи, песни и обретающая форму, соответствующую строю чувствований данного
персонажа. Столь же индивидуален гармонический язык Мусоргского, где
элементы классической функциональности сочетаются с принципами народно-песенной
ладовости, с импрессионистическими приёмами, с последованиями звучностей
экспрессионистического плана. В дальнейшем творческие открытия Мусоргского
в области музыкальной декламации, гармонии привлекли внимание К. Дебюсси,
М. Равеля и др. Влияние творчества Мусоргского испытали почти все крупные
композиторы 20 в., в т. ч. С. С. Прокофьев, И. Ф. Стравинский, Д. Д.
Шостакович. Л. Яначек. О. Мессиан. В 1968 в деревне Наумове (ныне Куньинского
района Псковской области) открыт Музей-усадьба Мусоргского.
|