на главную страницу
бесплатные объявления
интернет-магазин

АЛЕМДАР КАРАМАНОВ

 

 

 

 









АЛЕМДАР КАРАМАНОВ (10.09.1934 - 03.05.2007)
Родился 10 сентября 1934 в Симферополе (Украина). Учился в Симферополе в Крымском музыкальном училище, а затем в Московской государственной консерватории им. П. И. Чайковского (1953-1958) - как композитор у проф. С. Богатырева и как пианист у проф. В. Натансона. Там же учился как композитор в аспирантуре у проф. Д. Кабалевского и проф. Т. Хренников (1958-1964 с перерывами). 1965 вернулся в Симферополь (Крым), где работал в качестве свободного композитора.
Творчество разделяется на московский (1953-1965) и крымский (1965 -) периоды. Первый охватывает годы учебы в Москве, когда композитор, считавшийся одним из самых талантливых студентов Московской консерватории 50-60-х годов (наряду с Б.Чайковским, Р. Щедриным, А. Волконским, Э. Денисов, А. Шнитке , С. Губайдулиной) и "проводником модернистов", пытался усвоить технические достижения западного авангарда и совместить их с традициями русской, "русской ориентальной" (с крымскими мотивами) и советской музыки. Работая одновременно для музыкального и драматического театра и кино, стал известен через музыку к кинофильму "Обыкновенный фашизм" ("обыкновенный фашизм") режиссера М. Ромма (1965-1966).
В 1965 году композитор пережил кризис, по собственному признанию "увидел видение (ангела)" и поехал из Москвы в Крым (где 988 года в Херсонесе киевский князь Владимир принял крещение по православному христианскому обряду. Там он отстранился от идеологических и стилистических художественных соревнований и посвятил творчество образам и идеалам христианской религии, став одним из "загадочных" композиторов ХХ века, сначала были известны лишь в узких кругах поклонников. Главный актив примерно 15-ти "визионерських" следующих лет (1965-1980) - 13 симфоний (что 12 из них, главным по евангельским и апокалиптическими мотивами, составляют 3 гигантские циклы), "Stabat mater", "Requiem" и III фортепианный концерт "Ave Maria". Музыкальная поэтика этих произведений отчетливо лирико-драматическая. Главная цель передать чувства космических вибраций, взаимосвязь Человека, Природы и Бога. Для этого композитор считает необходимым принимать средства как классического, так и современного искусства. Вследствие возникает определенная умеренная полистилистика, но она контролируется через оригинальную концепцию авторского письма - "гиперфонию" и "супертональность", когда "клетки" мелодии, гармонии и ритма передвигаются в своеобразном дважды подвижном контрапункте. Некоторые критики считали, что стиль этого периода, имея неоромантические и постмодерне приметы (которые некоторые другие воспринимали как банальность и эклектику, во времени предупредил стилистику некоторых поздних произведений Г. М. Гурецкого, Г. Канчели, А. Пярта, В. Сильвестрова , повлиял на Ю. Буцко, А. Головина, а также, А. Шнитке (в рамках собственного стиля) использовал некоторые карамановскте музыкальные идеи.
В конце 1980-х и в 1990-х его творчество наконец приобретает надлежащий успех в мире. В Симферополе ежегодно проводится конкурс юных пианистов его имени.
Заслуженный деятель искусств Украины (1989), Народный артист Украины (1994), лауреат Премии им. Б. Лятошинского (1996), Государственной премии Украины им. Т. Г. Шевченко (2000), дважды лауреат Государственной премии Республики Крым (1992, 1994).
Член Национального Союза композиторов Украины и Союза композиторов России.